Инновационная деятельность

Инновационная деятельность ГБОУ Школа №222 в рамках проекта: «Разработка новых методик и технологий повышения качества общего экологического образования»

Реализация основных направлений деятельности:

1. Обновление содержания образования:

1.1. В рамках инновационного проекта 28 преподавателей школы успешно прошли курсы МИОО: «Реализация новых методик и технологий качества образования» и курс «Реализация требований ФГОС средствами экологического образования»: Теоретическая база курсов позволила модернизировать программу модели непрерывного экологического образования, согласно стандарту ФГОС:

В настоящее время деятельность человека все в большей степени становится принципиально инновационной. Существенно сокращается и сужается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования – системы, ориентированной на новые образовательные результаты. На первый план выходит важнейшая социальная деятельность – сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных Стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования

В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной. Содержание образования проектирует определенный тип мышления: эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения, и интеллектуальной почвой является прежде всего содержание. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.

Данный концепт меняет стратегию школы в целом, и образование рассматривается как деятельность, которая определяется степенью развития деятельностных структур личности и одновременно «работает» на развитие деятельностных способностей. Активно используются понятия «учебная деятельность», «мыследеятельность», «рефлексия» и т.д.

Механизмом обеспечения личностной готовности учащихся к социальному и индивидуальному самоопределению в условиях динамично изменяющегося социо-культурного пространства общества, является выстраивание модели экологического образования на основе непрерывности и преемственности в образовании - от дошкольного образования до высшей школы включительно Основной принцип непрерывного образования – преемственность в обучении. В соответствии с определением, под преемственностью понимается последовательное развертывание системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования ученика как субъекта вузовского обучения и воспитания ( Годник С.М.).

Особая роль в этом контексте принадлежит дополнительному образованию, как фактору способному решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию жизни школы,

то есть создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения, что создаст условия :

·​ для выравнивания стартовых возможностей развития личности ребенка;

·​ выбора его индивидуального образовательного пути;

·​ обеспечения каждому ученику “ситуацию успеха”;

·​ содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Для реализации модели непрерывного экологического образования необходимо создание инновационной школьной среды, основанной на принципах:

  • вариативности - свобода выбора образовательной программы,

​ опережающего развития образования - переориентации системы образования на подготовку человека к жизни в быстро изменяющихся условиях информационной среды социума, нового качества жизни.

  • информационно-деятельностное содержание обучения на основе государственного заказа (ФОГС и МСКО) и ценностно-смысловых ориентиров,
  • ориентации образовательного процесса на формирование УУД, на основе мысле-деятельностной педагогике ,интеграции общего и дополнительного образования;
  • ​ профильного самоопределения старшеклассников и формирование у них готовности к продолжению деятельности в соответствующей профессиональной сфере;
  • непрерывности образования в течение всей жизни как фактора мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям;
  • ​от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

1.2.Структура содержательного компонента, направленная на обеспечение:

  • мотивационной, практико-ориентированной и ценностно-смысловой экологической деятельности;
  • структурно-функционального взаимодействия как внутри школы, так и организациями социального поля школы (экологические сообщества, ВУЗы с экологической направленностью).

1.3.Организационно-методическая составная, направленная на разработку и реализацию:

  • технологии профильного образования (личностно-ориентированного, мысле-деятельностного, и др.подходов.);
  • достижения цели обучения на основе компетентностного подхода;
  • соразвития в системе «учитель-ученик - родитель»;
  • конструирования проектной инновационной деятельности.

1.4.Рефлексивный компонент позволяющий оценить:

  • образовательные результаты;
  • степень их соответствия поставленной цели;
  • задачи профильного экологического образования;
  • теоретически обоснованное содержание системы профильного экологического образования.

Содержание образовательной области включает в себя, с одной стороны, предметные знания (социологии, экологии, основ устойчивого развития общества, биологии, химии и др.) и способы деятельности, с другой стороны - метапредметные знания и умения, что отвечает требованиям ФОГС.

Особое значение приобретает исследовательская деятельность, как самостоятельный вид образовательной деятельности, осуществляющийся на разных ступенях образовательной системы в разном объеме с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Методы проектной и информационно технической деятельности нашли и широкое применение и в рамках образовательного процесса: фрагментарно используются как непосредственно в рамках урочной деятельности, так и как форма зачетной системы. ( преподаватели: Бурученкова Л.Г., Бессонова Т.С., Проничкина Н.М., Берлина О.Н., Мартынова Т.И. , Дементьева И.Н., Муравлев С.В. Никора Е.А.),

На основании анализа материалов предыдущего года в этом году акцентировано внимание на работе с одаренными детьми и внедрение в практику образования модульных технологий в связи с чем были разработаны: проект : «Алгоритм работы с одаренными детьми», методическая разработка «Технологии модульного обучения» (размещены на сайте школы).

Опубликованы статьи: в «Вестнике образования» - «Обучение школьников на основе метода проектов, как средство повышения качества образования».(.Речкалова Н.И, Коженевская Е.В..) « Механизмы осуществления преемственности непрерывного образования в условиях начала реализации стандартов 2-го поколения» Мананкина Е.а. Речкалова Н.И. - Материалы всероссийской конференции Москва 2013(июнь). Сдано в печать в сборник МИИО « Создание развивающей эколого-образовательной среды».

2.1 Взаимодействие школы с учебными и общественными организациями

· МГУП, МГУ им. Ломоносова – почвенный и биологические факультеты . Г АУ, МГТУ им. Баумана, Фонд «Устойчивое развитие», «Экологическая ассоциация г. Москва» , Общественная палата г. Москва. Московский городской Дворец юношеского творчества, центр В.И. Вернадского.

· Экоцентры - «Усынови заказник», заказник «Петровско- Разумовское» - «Дети Волги». Расширение сотрудничества активизировало научную практико-ориентированную деятельность

В рамках перечисленных направлений основные мероприятия, которые проводятся ежегодно:

  • исследования в рамках сезонного солнцестояния( проект «Равноденствие) – проводятся в начальной и основной школе. ( отв. географ - Проничкина Н.М.)
  • мониторинговые исследования в течение всего года на объектах микрорайона, школьная территория, исторический топоним парк «Дубки», река Лихоборка.

Новые проекты: по ресурсосбережению: проект мусор (разработчик Речкалова Н.И.) реализован Проничкиной Н.М., «Капелька нефти» - видеосюжет (разработчик Речкалова) реализован под руководством Дементьевой И.Н( преподаватель информатики)., « Путешествие капельки нефти» (разработан и реализован проект совместно: ученик –учитель-родитель( семья Георгабиани и Речкалова Н.И. )

  • «Ресурсосбережение» проект и видеоролик (разработчик Речкалова) реализован под руководством Речкаловой и Дементьевой.
  • «Бережем планету вместе» разработчик и руководитель Речкалова.
  • «Экологически грамотный потребитель» «Экологическая тропа по реке Лихоборка» - видеоролик и презентация равзработаны . и реализованы под руководством Речкаловой Н.И. .Конкурс «Вода на земле» на английском языке- международный проект разработчики проекта Бессонова Т.С., Речкалова Н.И. – участники-сертификат.

Ежегодные школьные конференции школьные конференции: для начальной школы – «В науке первые шаги», «На стыке наук» - для основной и старшей школы, этап для подготовки в участии в окружных и школьных конференциях.

  • Мини конференции: март - «День воды», апрель – «День земли» - . проект «Старшие –младшим» разработан Речкаловой, реализован учащимися 10-го Б - Рослякова, Баранова, Митрошина, Степанова.
  • «День воды» в рамках проекта «Старшие младшим»
  • В этом году число учащихся принявших участие в городских и окружных конкурсах увеличилось:

3.Участие в конкурсах :

ноябрь 2013 г.-:«Усынови заказник» - Всероссийский конкурс - Победитель- проект «Оценка качества воды р. Лихоборка» (- 11-класс, Н. Егунова, Н. Жильцова.)

«Экологический форум» город - Казакова Ирина, Катюхина Мария– призеры .

· ноябрь – участие в городском Веб семинаре – тема «Ресурсосбережение» - приняли участие представители начальной школы – 4 уч-ся. Основная школа -15 уч-ся, старшая школа 15 человек. По итогам веб семинара состоялся городской конкурс творческих работ.

Победителями стали: учащиеся 8-х классов : Кожанов Артем – 8-б, Георгабиани Давид

2-е место – Рослякова Юлия, Екатерина Степанова – 10б.

3- е место – Егунова Анастасия, Жильцова Наталия-11-а

Февраль- городской конкурс «Водные проекты» 3-е место Полищук Полина.

Март – « Горизонты открытий» - округ 1-е место заочный тур и 1-е место очный тур.

Апрель - городской конкурс – «Москва в гармонии с природой» на базе МГУП ( аспиранты, студенты, школьники) – 2-е место Казакова Ирина -8а.

«Экология и духовность» – городской конкурс - Рослякова Юлия – проект «Уходя, гасите свет» - 1-е место.

Май- окружной конкурс – выставка исследовательских и технических разработок учащихся. « МИР: МОЛОДЕЖНЫЕ ИНИЦИАТВВЫРАЗВИТИЯ» -2014 - округ – Рослякова Юлия, Овечкина Анастасия, Степанова Екатерина, Большаков Иван. – 10 класс б.- 2-е место

  • взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках эколого-образовательной среды.

Под обновлением содержания образования подразумевается:

  • информационно-деятельностное содержание обучения на основе государственного заказа (ФОГС и МСКО) и ценностно-смысловых ориентиров,
  • научно-методическая основа содержания - государственный заказ, связанный с достижением личностных, метапредметных, предметных результатов учащимися
  • .эколого-гуманистический подход, основанный на интеграции личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов и эколого-ориентированных ценностях.

Переход от адаптивно - дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков, к организации вариативного, гибкого учебного процесса на новой технологической основе, требует выстраивания качественно новой модели образовательного процесса, основанной на:

.

  • обеспечении единства и преемственности отдельных ступеней школы в условиях перехода к непрерывной системе образования;
  • ориентации на принципы вариативности образования
  • совершенствовании методик, связанных с внедрением вариативного содержания обучения;

· индивидуализации усвоения знаний, развитие познавательных интересов школьников, реализация их творческого потенциала;

· технологизации образовательного процесса, позволяющего сделать приоритетным развитие личности школьников;

· использовании в практике образовательного процесса личностно -ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;

· перевода обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

3.Формирование элементов развивающей пространственно-образовательной среды

3.1.создание фоновой информации в школьном пространстве ( выставки и использование стенда школы, плакаты, слоганы, памятки и т.д ) для выработки экологически грамотного поведения и ценностно-смысловых установок;

3.2. использование пришкольного участка: для создания учебно-познавательной экологической тропы, площадки для исследовательской работы; классы под открытым небом - «зеленые классы» ( проведение уроков в начальной школе, 5-7 классах и 9-11(-х).

3.3.Обустройство специализированного кабинета по Устойчивому развитию (учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса (литература, методические пособия, приборы для оценки качества среды).

22.11.2017
В октябре 2017 г. ГБОУ Школа №222 (руководитель Н.И. Речкалова) приняла участие в вебинарах, которые были посвящены заповедным территориям нашей страны «Россия заповедная».
подробнее
обновлено: 22.11.2017
30.05.2017
27 мая состоялась церемония награждения победителей Конкурса «Созидая, не разрушай!» в рамках Программы «Я в экологи пойду! Пусть меня научат!»
подробнее
обновлено: 30.05.2017
11.04.2017
Идут серии вебинаров по экологической проблематике (руководители Н.И. Речкалова, И.Н. Дементьева)
подробнее
обновлено: 30.05.2017
08.03.2016
27 февраля ученики 11 "А" класса Квижинадзе Анри и Николаев Владимир (учитель И.Н. Дементьева, научный руководитель Н.И. Речкалова) приняли участие в 8 Конференции исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций России "Думай глобально - действуй локально!"
подробнее
обновлено: 09.03.2016
02.11.2015
В каждом классе начальной школы началась работа над проектом «Бумажный БУМ»
подробнее
обновлено: 03.11.2015
05.10.2015
Фестивали науки рассчитаны на самую широкую аудиторию. Цель их проведения – понятным и доступным языком рассказывать обществу, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку. Инициатором проведения фестивалей науки в России стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Приглашаем учеников 9-11 классов принять участие в фестивале. Вся информация на сайте http://www.festivalnauki.ru/
подробнее
обновлено: 06.10.2015
30.04.2015
28 апреля в СПш 222 прошел городской семинар «Оптимизация форм и методов работы на уроке и во внеурочной деятельности обучающихся как основной инструмент повышения мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО». Активное участие приняли все школы районов "Восточное Дегунино" и "Бескудниковский".
подробнее
обновлено: 30.04.2015
09.04.2015
6 апреля в ГБОУ СОШ №222 прошла 12–я школьная научно – практическая конференция « НА СТЫКЕ НАУК»
подробнее
обновлено: 09.04.2015
18.01.2015
Презентация "Проблемы психолого-педагогическогосопровождениясоциальной адаптации школьников"
подробнее
обновлено: 22.01.2015